Каждое мое утро начиналось с тарелки овсянки, такой полезной и дающей столько сил и энергии! Но однажды, наткнувшись на небольшую статью, я перестала есть овсянку. Вобще.
Вот эта статейка.
Вот эта статейка.
Круиз клетчатки от стола до стула
С точки зрения врачей, чем больше нерастворимой клетчатки — тем больше объем стула, чем больше объем стула — тем меньше вероятность запоров (сильнее земное притяжение…). В процессе такого «лечения» наберешь не только кучу гниющего, извините за грубую правду, дерьма, но еще и массу проблем похуже. И вот, почему.
Нерастворимая клетчатка абсорбирует во много раз больше жидкости, чем её собственный вес. Хотите в этом убедиться воочию? Размельчите в блендере или в ступке 100 г ваших любимых хлопьев и поместите их в глубокую кастрюльку. Медленно, стакан за стаканом, доливайте воду, пока она вся не впитается в набухшую массу. (Напоминаю: в одном стакане 250 мл воды.) И наблюдайте…
А теперь давайте разберемся, что же происходит во время круиза этой набухшей массы от тарелки до унитаза:
• Слизистая рта. Нерастворимая клетчатка имеет тенденцию закупоривать слюнные железы, что я прекрасно помню из моего печального опыта профилактики запоров с помощью Raisin Nut Bran. Соответственно, нарушается выделение слюны, увлажнение и ферментация пищи, появляется сухость во рту, которая усугубляет болезни десен и зубов. О дискомфорте и говорить не приходится…
• Зубы, десны, пломбы, коронки, мосты и протезы. Измельченная жеванием, сладкая, липкая кислотная масса имеет тенденцию забиваться («прилипать») во все возможные щелочки — от интервалов между зубами до периодонтальных карманов, от микротрещин в эмали до зазоров между десной и протезами. Бессчетные колонии бактерий в ротовой полости немедленно начинают поглощать эту «питательную среду» и размножаться. О последствиях нетрудно догадаться: хронический запах изо рта (халитоз, halitosis), образование камней, кариес зубов, периодонтит и, наконец, пародонтоз. Никакая зубная щетка не в состоянии вычистить эту гадость изо рта. Когда я так питался, мне латали три-четыре «дырки» ежегодно, не говоря уже о бесконечных чистках, кровоточащих деснах и периодонтите. С тех пор, как мы перешли на функциональное питание, и у меня, и у жены не только практически исчезли камни и перестали кровоточить десны, но и не появляются новые «дырки».
• Желудок. Этот орган предназначен исключительно для переваривания белков. Хорошо измельченная зубами нерастворимая клетчатка в хлопьях безвозвратно абсорбирует воду и растворенные в ней витамины, минералы, желудочный сок и пищеварительные ферменты.
• Двенадцатиперстная кишка. Объемный сгусток пищи (как в эксперименте с хлопьями) попадает в орган, предназначенный для усвоения жидкого содержимого желудка (химуса). Мало того, нерастворимая клетчатка, как в случае со слюнными железами, забивает протоки желчного пузыря и поджелудочной железы, а пропитавшие ее кислота и желудочные ферменты начинают «переваривать» незащищенную деликатную слизистую двенадцатиперстной кишки, после чего, обычно, следует язва.
• Поджелудочная железа. Соки поджелудочной железы нейтрализуют кислотный компонент химуса, чтобы защитить щелочную среду двенадцатиперстной кишки от повреждения. Чем выше кислотность, тем больше нагрузка на этот важный орган и на минеральные резервы организма.
• Тонкий кишечник. На всем протяжении тонкого кишечника (в среднем 4,5 метра) продолжается усвоение питательных элементов из переваренной пищи. О каком усвоении может идти речь, когда этот чувствительный орган должен протолкнуть через себя разбухший сгусток нерастворимой клетчатки, насыщенной кислотой, инородными ферментами и бактериями! Клетчатка, как насос, продолжает втягивать в себя все полезное, что попадается на её пути. Вот почему вспучивание кишечника и газы – непременный аккомпанемент «здорового» питания. Осталось только добавить, что богатая клейковиной (gluten) пшеничная мука делает с кишками то же самое, что клей — с бумагой… Не склеивает, конечно, но покрывает тонким слоем слизистую кишечника и блокирует усвоение водорастворимых витаминов и минералов, а также жиров и других питательных элементов (целиакия, спру).
• Слепая кишка и восходящая кишка. Сюда попадает жидкое содержимое из кишечника и симбиотические бактерии, если они у вас есть, конечно. Если же их нет, патогенные вместо них начинают «доваривать» эту жидкую массу и проталкивать её наверх. Не так уж легко протолкнуть наверх набухший комок нерастворимой клетчатки, удельный вес которой намного превышает вес воды. А так как всё тяжелое тонет, в нижнем колене восходящей кишки постоянно находится непереваренный сгусток пищи и часто инфицирует аппендикс. Закупоренный аппендикс не в состоянии эвакуировать гниющие массы, ну а дальше — начинается известный многим приступ аппендицита… Кстати, в учебниках по физиологии написано, что аппендикс – это атавистический орган (не нужный человеку). Это, конечно же, полная чушь! Аппендикс выполняет функцию инкубатора для симбиотических бактерий, необходимых для нормального образования стула и пищеварения. По моему мнению, у людей с удаленным аппендиксом намного выше риск и колита, и запоров, и слабого иммунитета, и хронического дефицита витаминов группы B и К (фактор коагуляция крови), которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности симбиотических бактерий. Однако, если аппендикс служит инкубатором для патогенных бактерий, занесенных с нерастворимой клетчаткой, — без него, наверное, даже лучше…
• Ободочная кишка (восходящая, поперечная, нисходящая и сигмовидная). Частично сформированный стул попадает в обводную кишку en route (по пути) к прямой кишке. Если из-за запоров прямая кишка уже забита каловыми массами, тяжелая, разбухшая клетчатка распирает обводную кишку. Контакт деликатной слизистой с непереваренной, инфицированной, гниющей и бродящей массой — идеальное условие для микротравм с последующим образованием полипов и раковых опухолей. Гравитация тоже делает своё дело: дивертикулез (дивертикулы, множественные грыжеподобные выпячивания стенок кишечника) — еще один привычный «спутник» диеты, богатой клетчаткой. В результате — боли, связанные с механическим давлением, во всех регионах кишечника (тонкого и толстого).
• Прямая кишка… Приехали! Тут совсем интересно. На медицинском жаргоне, прямая кишка выполняет «резервуарную и эвакуационную» функции, т.е. является резервуаром для окончательно сформированных фекальных масс en route к унитазу… Длина прямой кишки — 15-16 см. Так что, если из вас «эвакуируется» «сформированная колбаска» длиннее карандаша, можете себе представить, в каком регионе толстого кишечника начинается хранение фекалий и как долго они там находятся. И наконец, самое интересное: «Прямая кишка (rectum) — дистальный отдел толстой кишки, расположенный в заднем отделе малого таза и заканчивающийся в области промежности. У мужчин спереди от П. к. находится предстательная железа, задняя поверхность мочевого пузыря, семенные пузырьки и ампулы семявыносящих протоков; у женщин — матка и задний свод влагалища»1. Ай-яй-яй… Оказывается, наши самые важные и самые уязвимые органы — предстательная железа, мочевой пузырь, матка и задний свод влагалища — «живут» по соседству с нашими же собственным кишками, набитыми дерьмом, как ливерная колбаса — фаршем… А мы ещё удивляемся, почему «простата» — увеличена, влагалище – поросло грибком, матка — болит и не вовремя кровоточит… Надо же!
• Ректальный кувшин (ампулярная часть прямой кишки). Здесь находятся геморроидальные вены и прямокишечное венозное сплетение. Вы уже догадались, к чему я веду. Конечно же, к геморрою, свищам и прочим прелестям от «сформированного стула», для «эвакуации» которого требуется так много усилий…
• Унитаз… Приплыли. Здесь всё просто: газы — значит бродит и нарушено всасывание; смердит — значит гниет; тонет – значит много непереваренных компонентов; диаметром почти с докторскую и длиннее карандаша — значит застой. Если кровь, слизь, жир — это уже симптомы язвенной болезни, опухолей, несварения и воспаления… Согласитесь, нет большего удовольствия, чем in the privacy of your own bathroom наблюдать свой собственный здоровый стул — «худой», гомогенный, почти без запаха, не тонет и мало… Хорошо поработал — хорошо отдохнул. Хорошо поел — хорошо… сами-знаете-что… Ай да прелесть, это функциональное питание!
• На полпути находятся ваше сердце и сосуды, куда в конечном итоге и попадает переваренная пища. В 100 граммах Kellogg's All-bran With Extra Fiber содержится 80 г углеводов; в стакане молока — еще 11 г. Итого: 91 грамм — дневная потребность взрослого человека среднего роста, веса и степени нагрузок, что гораздо больше потребностей ребенка. И это — только завтрак…
Приятного аппетита!